Субсидии и льготы: оформление, права, условия получения
Государственной помощью воспользовалось уже около 6 млн украинцев. При этом, некоторые потребители стараются скрыть уровень доходов или другую информацию, чтобы получить субсидию.
Чиновники обещают проверить всех субсидиантов, и те, кто получил субсидию безосновательно, должны будут ее вернуть. Это прописано в «Порядке возврата средств, излишне выплаченных по назначенным субсидиям », который был утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства финансов Украины, Министерства юстиции Украины от 29.12.97 (последняя редакция — от 26.08.2014).
В документе значится, что начисление субсидии прекращается, а уже выплаченные средства подлежат возврату в следующих случаях:
- выявление сознательного предоставления гражданами документов с неправильными данными о доходах и имущественном состоянии всех зарегистрированных в жилом помещении лиц, сокрытия заработка или другого дохода, предоставление фальшивых документов;
- выявление ошибки в расчете размера назначенной субсидии;
- выявление неправильных сведений, выданных юридическими лицами (справки о доходах, о составе зарегистрированных лиц, об обеспеченности жилой площадью и коммунальными услугами) и физическими лицами-предпринимателями (справки о доходах);
- выявление скрытой информации о приобретении права собственности на жилье другим лицом, которое не было в нем зарегистрировано на первое число месяца, с которого назначена субсидия.
В документе не прописаны четкие сроки возвращения субсидии. «Сроки возврата излишне выплаченных средств устанавливаются органом социальной защиты населения в каждом конкретном случае с учетом материального положения получателя субсидии, но не менее месяца со дня получения уведомления», - говорится в Порядке.
Если потребитель откажется возвращать средства, органы социальной защиты могут подать иск в суд.
Получить субсидию может семья, в которой доход на одного человека не превышает 5000 грн.
Также, могут рассчитывать на компенсацию категории граждан, которым положена субсидия:
- лица, ухаживающие за детьми не достигшими трехлетнего возраста;
- лица, ухаживающие за детьми, и время ухода учитывается, как трудовой стаж;
- лица, которые ухаживают за детьми, не достигшими 16-летнего возраста, по медицинским заключениям.
- лица, ухаживающие за трем и более детьми в возрасте до 16 лет;
- лица, ухаживающие за инвалидами I группы или детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет, а также за гражданами, достигшими 80-летнего возраста.
Если перед обращением за назначением субсидии, была осуществлена покупка на сумму, превышающую 50 тыс. гривен, лицом, зарегистрированным в помещении, где начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, субсидия назначаться не будет.
Субсидия на оплату коммунальных услуг начисляется с того месяца, в котором потребитель обратился за компенсацией, и до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев.
Исключением является предоставление субсидии в отопительный сезон. Если потребитель обратился за компенсацией в течении двух месяцев после начала отопительного сезона (до 15 декабря), то субсидия назначается с начала такого сезона. К примеру, обращение было получено 10 декабря, то компенсацию начисляют с 15 октября. А вот если отправить документы уже в январе, то и госпомощь будет насчитываться уже на оплату январской платежки.
По истечению срока субсидии, структурные подразделения будут осуществлять расчет субсидий на следующий год для домохозяйств, которые получали ее в предыдущем периоде.
Норматив площади высчитывается по следующей схеме: 35,22 кв. метра выделяется на семью и дополнительно 13,65 кв. метра на каждого зарегистрированного в квартире лица. Таким образом, независимо от площади квартиры, субсидия начисляется на одинокого потребителя из расчета 35,22 кв.м + 13,65 кв. м = 48,9 кв.м.
Однако малообеспеченные граждане, которые проживают одни, могут получить субсидию на дополнительную площадь. «В отдельных случаях исходя из конкретных обстоятельств компенсации могут назначаться структурными подразделениями по вопросам социального защиты населения нетрудоспособным лицам, которые проживают одни, на сверхурочную площадь жилья. Решение о предоставлении субсидий принимают районные госадминистрации, исполнительные органы городских советов или комиссий. Компенсация предоставляется на основании акта обследования материально-бытовых условий семьи и пересматривается в случае изменения состава лиц, зарегистрированных в таком помещении, трудоустройства граждан или возникновения у них других источников доходов», - говорится в постановлении Кабмина.
Министр социальной политики Андрей Рева рассказал, украинцы могут не получить компенсацию из-за одноразового совершения покупки на сумму более 50 тыс. грн.
При оформлении субсидии гражданин может скрыть факт траты большой суммы средств, но социальные инспекторы обращаются в фискальные службы и проверяют информацию. Если обнаружится факт сокрытия информации, то в начислении субсидии откажут.
Чиновник рассказал, что получить субсидию может семья, которая, к примеру, продала трехкомнатную квартиру, купила двухкомнатную, а разницу потратила на лечение.
Наибольшее количество компенсаций переоформлено в Киеве и Херсонской области. По словам заместителя главы КГГА Петра Пантелеева, в июне в столице было обработано более 6300 лицевых счетов по автоматическому переоформлению компенсаций, а это — 98% субсидиантов.
Сейчас ведется работа по автоматическому переназначению компенсаций для киевлян на следующий отопительный сезон. Благодаря этому почти 6000 домохозяйств, срок субсидий которых закончился в мае, в июне уже получили компенсации без повторного обращения и подачи документов.
При этом социальные работники проверяют такую информацию о субсидиантах: изменение состава семьи, совершение дорогостоящей покупки (на сумму более 50000 грн). Из-за этого часть дел находится на рассмотрении, а некоторые требуют дополнительного решения комиссии.
По состоянию на 1 июля субсидии начислены 188 тыс. столичных семей, а средний размер субсидии составляет 615,5 грн. Средний размер субсидии в Украине в июне составил 217,6 грн.
У Сумскій області компенсацію отримують 233,87 тис. домогосподарств із 451,5 тис. зареєстрованих, що дорівнює 51,8% .
Високий показник призначення компенсацій і у Тернопільській області, де субсидії отримуть 185,1 тис. сімей із 358,7 тис. зареєстрованих, що становить 51,6%.
Найнижчий показник зафіксовано в Одеській області — 11% або 97,9 тис. сімей із 890,1 зареєстрованих.
Директор Департаменту державної соціальної допомоги Міністерства соціальної політики України Віталій Музиченко повідомив, що субсидія є безповоротною і її отримання не пов'язане і не тягне за собою зміни форми власності житла.
«При продажу, даруванні, отриманні у спадщину житлової нерухомості кошти отриманої субсидії не повертаються. У п. 20 Положення про субсидії прописано, що споживач, якому призначено субсидію, зобов'язаний протягом місяця проінформувати структурний підрозділ з питань соціального захисту населення про зміну складу зареєстрованих у житловому приміщенні осіб», - йдеться у повідомленні Департаменту.
Якщо родина, яка отримує субсидію , переїхала в інший населений пункт, то нарахування компенсації припиняється.
Ни для кого не секрет, что социальная политика страны должна быть направлена на обеспечение достойной жизни граждан, а не на формальную выплату пособий.
Украина тратит на социальную поддержку граждан почти половину своего бюджета. Но нуждающиеся жалуются, что получают гроши, да и эти средства порой идут не по назначению. Власти решили навести в этой сфере порядок.
Наведение порядка в архаичной системе оказания государством социальной помощи – новая задача, к которой приступило правительство. Она сравнима с подвигом Геракла по очистке авгиевых конюшен, требует непреклонной решимости и нестандартных подходов.
Власти Украины понимают, что для создания системы эффективной социальной защиты нужно прекратить раздавать бюджетные средства всем подряд, направить их лишь действительно нуждающимся, а также минимизировать возможность злоупотреблений как со стороны чиновников, так и псевдо-неимущих ловкачей.
Для начала необходимо выяснить, кто, сколько и на каких основаниях получает в нашей стране социальные выплаты. К этому и приступило Министерство финансов, начав процесс верификации, то есть проверку получателей соцвыплат путем сопоставления баз данных.
Процветавший все 25 лет независимости Украины политический популизм привел к тому, что в самой бедной стране Европы количество социальных выплат превысило число ее жителей, так как многие граждане получают сразу несколько видов помощи. Самое интересное заключается в том, что никто из чиновников не может точно сказать, сколько всего людей, какие виды помощи и в каком объеме получают.
Известна лишь общая сумма: 43% расходов бюджета, 16,5% ВВП, более 360 млрд грн – именно столько в текущем году предусмотрено на всевозможную поддержку малоимущих, а порой и вполне обеспеченных украинцев. Это вдвое больше расходов на госзакупки и втрое больше затрат на оборону. Две трети этой суммы составляют пенсии, а остальные статьи включают растущие субсидии на оплату коммунальных услуг, выплаты при рождении ребенка, пособия безработным, выплаты фондов социального страхования, помощь переселенцам и многое другое.
В Евросоюзе, куда стремится Украина, средний показатель расходов на социальную сферу в 2013 году составлял 28% ВВП. Больше всех на поддержку нуждающихся тратили Франция и Дания (32% ВВП), меньше всех – Латвия (14% ВВП).
По силам ли находящейся в состоянии экономического кризиса и отражающей военную агрессию со стороны путинской России стране мириться с хаосом в сфере социальной защиты и продолжающейся практикой бездумной раздачи новых «социальных пирожков»?
Кто кого проверяет
Заявляя о старте верификации в начале прошлого года, тогдашний министр финансов Наталья Яресько объявила, что прекращение выплат тем, кто в них на самом деле не нуждается, и раскрытие коррупционных схем позволит сэкономить 5 млрд грн бюджетных средств. Многие эксперты назвали эту сумму заниженной и умножали ее в 3-4 раза в своих прогнозах, ссылаясь на международный опыт.
Однако представители социального крыла правительства, которые и отвечают за использование выделяемых на поддержку граждан средств, стали заявлять, что верификация не приведет к значительной чистке списков получателей соцпомощи и, соответственно, экономии государственных средств. Чтобы доказать это, Министерство социальной политики затеяло собственную параллельную проверку.
«При проведении нами верификации в 2015 году по Пенсионному фонду было около 80 тыс. сомнительных дел, которые мы обнаружили. Как будто цифра большая, но среди 13 млн пенсионеров - это лишь 0,6% от всех дел. То есть, это не будет 5 млрд, и никак не те 15-30 млрд грн, о которых все уши прожужжали так называемые «независимые эксперты». На тех редких случаях, которые обнаруживаются сейчас, такая значительная «экономия» просто невозможна», - сказал в интервью УНИАН вице-премьер-министр Павел Розенко.
Он не согласен с доводами экспертов, которые ссылались на опыт Грузии, Индии и Греции, где после проведения независимой верификации различных социальных выплат обнаруживалось от 30 до 50% злоупотреблений. По словам Розенко, система социальной помощи в Украине более совершенна.
Но вопросы вызывает тот факт, что, по официальным данным, в системе соцобеспечения Украины регистрируется лишь 0,9% ошибок и злоупотреблений при назначении помощи. При этом в Канаде, США, Великобритании их доля составляет до 5%. Неужели мы расходуем бюджетные средства эффективнее, чем в этих развитых странах?
Есть предположение, что удивительная эффективность национальной социальной системы связана с тем, что проверкой выплат у нас занимаются социнспекторы, подотчетные Министерству социальной политики. Явный конфликт интересов при проверке собственных коллег и порой руководителей как раз и дал 0,9% нарушений, что равняется порядка 700 тыс. грн экономии бюджетных средств в год. При этом содержание самих инспекторов обходится государству в 50 млн грн в год.
Весной текущего года в ответ на очередное заявление экс-министра социальной политики Розенко об отсутствии каких-либо успехов в процессе верификации в соцсети появилось письмо к Минсоцполитики за подписью замминистра финансов Романа Качура об уже выявленных за два месяца работы злоупотреблениях. В СМИ вышел ряд материалов, в которых чиновники из Минфина говорили о достаточно больших суммах возможных злоупотреблений в этой сфере.
Вскоре Розенко выступил с открытой критикой такого подхода, призвал Кабмин к субординации, и работники Минфина получили указание от министра Данилюка больше не комментировать данную тему. Сложилась странная ситуация, когда одни чиновники со всех площадок открыто заявляют об отсутствии нарушений, при этом сами проверяющие не проводят брифингов и не комментируют ход верификации. Даже на соответствующий информационный запрос в Министерство финансов, отправленный в начале июля, УНИАН ответа не получил.
Что в мутном болоте
Как бы там ни было, сейчас трудно долго утаивать любую информацию. Через свои источники, депутатские запросы, экспертные круги, общественные советы при министерствах УНИАН стало известно, что Минфин не только нашел множество потенциальных нарушений, но и подтвердил часть из них. В то же время, проверяющие из Минфина столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, за полгода с начала верификации так и не были выделены запланированные 40 млн грн финансирования, работа проводится силами небольшой команды с привлечением волонтеров.
Во-вторых, сверка Министерством финансов множества самых разных реестров с информацией о гражданах - не такой простой процесс, как кажется. Беда в том, что в стране нет единого реестра получателей социальных выплат, хотя в 2011 году Всемирный банк выделил Украине 100 млн долл. на его создание. Теперь же правительство получило новый займ на 300 млн долл. от того же Всемирного банка, и часть этих средств опять направит на создание реестра.
Также у нас до сих пор не существует ряда других реестров, например, единой базы внутренних паспортов, что вообще выглядит нелепо в современном мире. А имеющиеся данные по разным направлениям часто разделены по регионам и могут существенно отличаться, вплоть до того, что часть информации недоступна в электронном виде.
Еще хуже то, что многие органы государственной и муниципальной власти, публично выступая за проверку, затягивают передачу данных Министерству финансов. Например, Министерство социальной политики передало Минфину лишь информацию о переселенцах, не предоставив реестр инвалидов. Министерство внутренних дел не предоставило реестр транспортных средств, чтобы можно было увидеть, кто из просящих помощь у государства приобретает дорогие автомобили.
Сегодня проверяющие располагают более-менее достаточной информацией по 22 млн получателей выплат. А сколько всего в Украине таких людей, пока никто сказать не может. Количество же самих социальных выплат в прошлом году достигало 48 млн.
В-третьих, и это, пожалуй, самая главная проблема на пути к получению реальных результатов верификации, рекомендации Минфина о проверке подозрительных выплат пока уходят в пустоту.
Министерство не может самостоятельно остановить выплаты, даже если выявило явные нарушения. Оно обязано отправлять рекомендации в Минсоцполитики, Пенсионный фонд или местные органы власти, которые должны проверить информацию и, в случае ее подтверждения, принять меры по остановке и возвращению незаконно полученной помощи.
Но делать это никто не спешит. Так, по данным источника в Минфине, из Министерства социальной политики пока поступило лишь несколько десятков ответов, в то время как число рекомендаций уже измеряется сотнями тысяч.
Разорвать порочный круг
В конце 2015 года главное финансовое ведомство страны провело простую физическую проверку получателей помощи среди переселенцев, вынужденных из-за геополитических авантюр Кремля покинуть места своего проживания. Их обязали лично явиться в отделения государственного «Ощадбанка» для оформления пособия на жилье, ведь право на помощь имеют лишь те, кто постоянно проживает на подконтрольных властям Украины территориях.
Из 274 тыс. семей, получавших помощь на тот момент, пришли в отделения «Ощадбанка» лишь 220 тыс. Оказалось, что порядка 50 тыс. семей получали помощь незаконно, не переехав на подконтрольную властям территорию Украины, либо эти деньги забирали нечистые на руку чиновники. Данный шаг позволил с июля 2015 по июль 2016 года сэкономить более 1 млрд грн бюджетных средств.
Появилась информация и о предварительных результатах электронной верификации с использованием баз данных по всем категориям получателей соцвыплат. За первые пять месяцев текущего года Минфин выдал более полумиллиона рекомендаций органам государственной власти проверить правомерность назначения помощи на общую сумму 733 млн грн в месяц, или почти 9 млрд грн в год.
Половина рекомендаций касается назначения субсидий, еще четверть – выплат переселенцам, 12% ставят под сомнение пенсионные выплаты, 8% - выплаты безработным. Такие данные свидетельствуют о том, что проблема неправомерного получения социальной помощи существует не только в сфере внутренне перемещенных лиц, а по всем категориям выплат.
Виды злоупотреблений в этой сфере бывают разными. Например, Государственная фискальная служба сообщает дату смерти человека, а Минсоцполитики и Пенсионный фонд - дату прекращения ему выплат. Логично, что эти даты должны совпадать, но проверяющие уже выявили 4,5 тыс. случаев, когда расхождение в датах смерти и прекращении выплат составляет несколько месяцев и даже лет.
На данный момент в целом выявлено более 60 тыс. случаев, когда социальные выплаты получают люди, которые по данным Государственной фискальной службы (ГФС) умерли, а более 80 тыс. получателей помощи из бюджета вообще никогда не существовали.
Нередки случаи использования для оформления выплат паспортов, которые были утеряны, или бланков документов, оставшихся на оккупированных территориях. В сфере назначения субсидий много нареканий на получение помощи теми, кто совершал за последний год покупки на сумму свыше 50 тыс. грн. Хотя чиновники поясняли, что комиссии могут в индивидуальном порядке назначать субсидию даже таким семьям, но вряд ли подобные решения принимаются сотнями тысяч.
Что даст очистка конюшен
Предварительный прогноз Минфина говорит о том, что среди 40 млн выплат, которые необходимо проверить, около 8%, или 3,2 млн, могут проводиться с нарушениями. В то же время, сложно предположить реальное количество злоупотреблений, не зная сколько из выявленных сомнительных выплат являются на самом деле незаконными, а не просто ошибками в несовершенных реестрах разных органов.
Чтобы это проверить, в отсутствие адекватной реакции на рекомендации со стороны центральных и местных органов исполнительной власти, министр финансов дал распоряжение подотчетной ему Государственной финансовой инспекции провести пробную проверку на местах.
Госфининспекция взяла в обработку 3% выданных рекомендаций и выяснилось, что 15% сомнительных выплат действительно являются незаконными, еще 43% находятся на стадии анализа. Нельзя сказать, что при проверке всех рекомендаций сохранится такое же соотношение злоупотреблений, но даже подтвержденные 15% дают понять, что доля незаконных в общем количестве социальных выплат никак не может равняться официальным 0,9%.
Таким образом, успешное проведение верификации не только позволит не допустить нецелевое использование бюджетных средств, но и уменьшит коррупцию, снизит социальные расходы.
Для реализации задуманного правительству необходимо сделать несколько важных шагов. Во-первых, пора отказаться от практики «не выносить сор из избы» и признать проблему ошибок и злоупотреблений в социальных выплатах. Также необходимо выделить финансирование для проведения верификации и наделить Минфин всеми необходимыми полномочиями. Ведь проверяющие до сих пор не могут получить нужные базы данных, а также часто не имеют влияния на тех, кто игнорирует рекомендации.
Украине, наконец, следует войти в цифровую эру и свести информацию, разрозненно хранящуюся в разной форме по регионам и ведомствам, в единые электронные реестры. Это позволит улучшить качество имеющихся данных, облегчит и ускорит их обработку, снизит возможность злоупотреблений и ошибок.
Кроме того, нужно создать эффективную систему проверки претендующих на социальную помощь граждан. Заявления о том, что субсидию может получить практически любой, даже депутат парламента, хорошо звучат для успокоения соотечественников перед новым отопительным сезоном. Но на самом деле это также означает высокую вероятность направления уплаченных нами налогов в помощь не тем, кто в ней больше всего нуждается.
Стоит также обратить внимание на опыт других государств. Грузия в 2000-х, Греция и Австралия в 2010-х и многие другие страны вводили те или иные электронные системы, сводящие воедино данные разных ведомств по получателям социальной помощи. Это позволило им существенно сократить уровень нецелевого использования госсредств и перестать кормить мошенников и коррупционеров.
Электронные реестры и новые алгоритмы проверки помогут быстрее и более точно на местном уровне определять, кому и какие выплаты назначать. Это отсеет тех, кто оформляет по несколько пособий, льгот и субсидию, а при этом получает зарплату в конвертах. Именно недопущение нарушений на этапе назначения выплат должно стать приоритетом, ведь сейчас Минфин находит ошибки и злоупотребления постфактум, а значит вернуть уже выданные средства практически невозможно.
При правильно выстроенной системе 60-70% нарушений будут пресекаться на местном уровне. Тогда Министерству финансов не придется проверять миллионы всевозможных выплат, и оно сможет сосредоточиться на выявлении новых коррупционных схем в органах социальной защиты.
Тем потребителям, которые уже получают помощь от государства на оплату коммунальных услуг, важно помнить, что социальные службы могут прекратить начисление субсидии, если в квартире или доме прописывают нового жильца.
Данная норма прописана в Положении о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденном постановлением Кабмина №848 от 21.10.1995 года. В документе указано, что о изменении количества зарегистрированных лиц в квартире или доме следует уведомить орган соцзащиты, который начисляет компенсацию. В свою очередь, орган соцзащиты сформирует запросы для уточнения информации о составе зарегистрированных лиц в жилом помещении, потреблении коммунальных услуг. Позже будет выполнен перерасчет субсидии в пределах установленного срока ее назначения. При перерасчете будет учитываться изменение состава семьи и новые объемы потребления ЖКУ в рамках социальной нормы.
Потребители также могут подать новое заявление и декларацию с учетом изменения количества зарегистрированных. На основании новых данных будет назначена компенсация на новый срок — 12 месяцев.
В июне документы на оформление компенсации подали более 496 тыс. семей. У потребителей при начислении субсидии возникает вопрос, можно ли обратиться за госпомощью гражданам, которые не работают и не получают доход.
Потребители, у которых нет дохода, могут обратиться за начислением субсидии. Об этом сообщил заместитель Министра социальной политики Виталий Мущинин. «Гражданам, которые не имеют доходов для расчета субсидии, будет учтено условный доход в размере двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (с 1 мая 2016 - 2 х 1 450 = 2 900 грн)», - отметил чиновник.
Он также напомнил, что субсидия является безвозвратной государственной помощью, ее можно оформить, заполнив заявление и декларацию. Подать заявку также можно в электронном виде.
В Україні все більше громадян звертається за нарахуванням субсидії на оплату комунальних послуг. Чиновники зазначають, спрощена система призначення компенсації надає можливості малозабезпеченим громадянам здійснювати оплату ЖКП в межах своїх доходів, таким чином запобігаючи накопиченню боргів.
Domik.ua проаналізував думки спеціалістів щодо користі та шкоди від субсидії.
Чиновники захищають програму субсидіювання і повідомляють, саме компенсації допомагають споживачів витримувати “удар” від високих тарифів. За словами міністра соціальної політики Андрія Реви, тарифи на енергоресурси не можна знижувати. “У сьогоднішніх цінах на дотацію „Нафтогазу” необхідно буде 200 мільярдів гривень. На субсидії ми направляємо 40 мільярдів. Значить, потрібно в бюджеті знайти 160 млрд грн, щоб вийти на той рівень тарифів, що буде відповідати рівню нашої бідності”, - зазначив Андрій Рева.
Процедуру нарахувань субсидій значно спростили . За словами Віталія Міщуна, щоб отримати компенсацію достатньо двох документів — заяви та декларації . Чиновник переконує, що субсидію можуть отримати і громадяни, які не мають доходів, і оренадарі житла . Проте на практиці жоден з арендодавців не хоче реєструвати винаймачів житла.
Дійсно, високі тарифи змушують українців просити допомоги у держави, і на початку 2016 року субсидію отримували понад 5,5 млн громадян. А от у період більш дешевих тарифів, це коли компенсація нараховувалась близько 1,7 млн сім'ям.
В уряді припускають, що кількість субсидіантів у новому опалювальному сезоні значно зросте через подорожчання централізованого опалення , і досягне майже 9 млн сімей.
На перший погляд, субсидія — це дійсно вагома допомога, але на практиці вона виглядає трохи інакше. Domik.ua писав, що процес оформлення субсидії та намагання субсидіантів не втратити компенсацію нагадує більше реаліті-шоу , за яким спостерігає майже вся країна.
Незважаючи на вигоду, яку отримують українці від субсидії, спеціалісти переконані, що компенсація шкодить Україні і пропонують переглянути умови її нарахування. За словами голови правління Всеукраїнської асоціації з питань енергозбереження Романа Співака , субсидіанти не економлять енергоресурси. “Навіщо економити, якщо за опалення в квартирі при нарахованих 1200 грн субсидіант сплачує 80 грн”,- зазначив експерт.
Він повідомив, що від надання державної допомоги неможна відмовлятися, проте треба суттєво переглянути критерії оформлення компенсації. “Субсидії повинні нараховуватися тільки на конкретно спожитий газ та тепло і тільки при наявності лічильників газу та загальнобудинкових чи поквартирних приладів обліку тепла . Не варто нараховувати субсидію наперед — на ще неспожитий газ. Адже цієї весни у платіжках українців за газ була переплата до 10 тис. грн . Тобто держава винна людям. Такого просто не може бути”, - переконаний він. І таких прикладів безліч, взимку споживачі, які отримують субсидію, намагалися не економити, а навпаки, використовувати весь об'єм газу, на який нарахована компенсація. Такий підхід не призведе до зменшення використання енергоресурсів.
Як бачимо, з одного боку, чиновники наголошують на необхідності економити газ, а з іншого — нараховують судсидію на значно більші обєми палива, ніж потрібно. І на практиці, субсидія не привчає до економії ресурсів, що конче необхідно в українських реаліях.
В Україні будинки з ОСББ та ЖБК не можуть вчасно підготуватися до опалювального сезону, адже всі кошти, які мають спрямувати на підготовчі роботи, витрачають на субсидії.
Управляючі в ОСББ та представники ЖБК зазначають, що із державного бюджету затримуються відшкодування субсидій на оплату комунальних послуг. Про це повідомив Богдан Гребенюк на своїй сторінці в Facebook. Голови ОСББ та ЖБК пікетували Департамент соціальної політики КМДА. «Основна мета цієї акції — привернути увагу органів влади до проблеми механізму відшкодування субсидій будинкам ОСББ та ЖБК державою. Зараз ці субсидії виплачуються за рахунок ОСББ та ЖБК. Загальна заборгованість влади перед цими будинками в Києві складає більше ніж 10 млн грн. А це - обігові кошти, за які ОСББ та ЖБК мали б готуватися до зими ! Заборгованість по деяким з будинків накопичується вже протягом року!» - повідомив експерт.
Раніше співголова Фонду енергетичних стратегій Дмитро Марунич повідомляв, що в країні вже існує заборгованість по відшкодуванню субсидій. Він зазначив, якщо постачальники не отримають гроші, їм не буде за що купити газ. «Вже є дуже неприємні прецеденти, точніше наявність боргів по субсидіях, тому що субсидії не монетизовані, вони з бюджету йдуть безпосередньо постачальникам послуг. Так ось, таких боргів уже мільярди гривень», - заявив експерт.
Про проблеми з виплатами субсидій розповідають і в Мінрегіоні. Чиновники відомства зазначають, що вирішити проблему з відшкодуванням компенсацій можна запровадивши адресну допомогу.
По словам Вице-премьер-министра Украины Павла Розенко, в проекте постановления Кабмина установлен предельный показатель стоимости твердого топлива для предоставления льгот и субсидий в 2016 году на уровне 2000 гривен за одну тонну твердого топлива, и 200 гривен за один баллон сжиженного газа.
Проект постановления планируют рассмотреть на ближайшем заседании правительства.
Перелік членів сім'ї пільговика прописаний у ст. 51 п.5 Бюджетного Кодексу України. Згідно з документом до них належать:
- чоловік чи дружина і діти віком до 18 років;
- неодружені повнолітні діти, які мають статус інваліда з дитинства I та II групи або інваліда I групи;
- особа, яка доглядає за інвалідом війни I групи та проживає разом з ним, якщо інвалід війни не перебуває у шлюбі;
- непрацездатні батьки;
- особа, яка перебуває під опікою або піклуванням громадянина, що має право на пільгу та проживає разом з ним.
Ознайомитися з переліком категорій громадян, які мають право на пільги, можна за посиланням.
Зазначимо, що у травні 2016 року уряд заборонив споживачам користуватися пільгами та субсидіями одночасно. Приміром, якщо громадянин обере субсидію, то нарахування пільг призупинять, проте вони будуть поновлені після припинення надання субсидії.
Решение о назначении субсидии должно приниматься в течение 10 дней после подачи заявления, а также получения всех необходимых данных на запрос от других организаций, органов власти и субъектов хозяйствования. Об этом сообщили в Министерстве социальной политики Украины.
Если субсидию не начисляют, и не было отправлено уведомление об отказе в предоставлении компенсации, потребитель может подать жалобу на действия или бездействие местного органа социальной защиты. Заявление необходимо подавать в тот орган власти, которому подчиняется орган соцзащиты.
К примеру, если документы были направлены в районный орган соцзащиты, то жалобу следует направлять в районную госадминистрацию. Далее можно обратиться в областное управление или департамент социальной защиты, а также в областную государственную администрацию.
Зареєстровано звернення на сайті петицій до Президента України: Скасування субсидій для населення.
Автор звернення, Оксана Харченко, переконана, що механізм субсидіювання є неенергоощадним, тому механізм надання держдопомоги населенню потрібно змінити.
«Потрібно перейти до системи виділення державних коштів - субсидій лише на енергоощадні технології, як такі, що в майбутньому дозволять заощадити. Наприклад, для мешканців багатоквартирних будинків мають виділятися кошти на встановлення загальнобудинкових лічильників , компенсація витрат на утеплення будинку. Державні кошти мають витрачатися, лише на ті технології, які вже найближчими роками дозволять власникам будинку заощаджувати енергоресурси. Та система субсидіювання , яка існує, підтримує лише утриманські настрої та не дає громадянам мотивації для економії», - зазначено в петиції.
Проголосувати за петицію можна на сайті — https://petition.president.gov.ua/petition/26761 .
На цей час зібрано 56 підписів з 25000 потрібних.
Компенсацію на сплату комунальних послуг можна оформити в районних управліннях праці та соціального захисту. Заяву та декларацію на отримання субсидії має заповнювати споживач, на якого відкрито особовий рахунок із сплати ЖКП.
Споживачі мають можливість надати особисто чи надіслати поштою заповнені заяву та декларацію в управління праці та соціального захисту.
Поштові адреси та телефони „гарячих ліній” управлінь праці та соціального захисту районних у місті Києві державних адміністрацій:
Мешканці столиці, які не можуть самостійно звернутися до органів соцзахисту, мають можливість скористатися послугами соціальних працівників. Для того, щоб представники органів соцзахисту допомогли оформити необхідні документи, варто зателефонувати до Київського міського територіального центру соціального обслуговування та районних територіальних центрів.
Телефони центрів соціального обслуговування в м.Києві:
- ЖК Sense City | Сенс Сити | Prostir | Софиевская Борщаговка, ул. Соборная, 77а20.1120
- ЖК На Озерной | Атлант | Новоселки, ул. Озерная20.11971
- ЖК Silver House | Сильвер Хаус | Спецжитлофонд | Голосеевский пр, 7420.112 192
- ЖК Montreal House | Монреаль | Cityconsult Development | ул. Антоновича, 102у20.11533
- ЖК Отрада | Киевгорстрой, bUdCapital | пр. Отрадный, 93/220.112 739
- ЖК Dibrova Park | Диброва Парк | IB Alliance | ул. Северо-Сырецкая20.111 977
- ЖК Welcome Home на Стеценко | Фундамент | ул. Стеценко, 7519.115 840
- ЖК "Родной", Гатное, ул. Покровская, 219.1161
- ЖК Синергия Сити | Ирпень, ул. Достоевского, пер. Озерный19.11217
- ЖК Вудлайн | Атлант | Новоселки, ул. Лесная, 1а19.111 201
- Альтернативне живлення для орендарів, хто кому винен?20.119
- Стоит ли сейчас покупать недвижимость?20.113 829
- Альтернативне живлення для орендарів, хто кому винен?19.112
- Дно рынка недвижимости и влияющие факторы17.1115 233
- Инвестиции в недвижимость - лучший вариант инвестирования?17.11145
- Продаж квартири з прописаним дітьми11.114
- Лучший район Киева29.101 682
- Квартира не відповідає плануванню. Які права я маю, з чого починати діалог з забудовником?20.083
- Кому принадлежат инженерные сети в доме?20.0718
- Дорожки на участке15.1124
- Патріотичні картини як символ національної ідентичності в сучасному інтер’єрі26.101
- Как подобрать кухонную мебель15.104
- Выбор гранитной мойки04.1030
- Как я подбирал на свою кухню разную утварь01.101
- Лифт в частном доме01.104
- Украинская дизайн-студия Yakusha design30.093
- Де ви замовляли послугу 3-д дизайну інтер'єру?23.073
- Бассейн во дворе07.0517
- ЖК "Ріверсайд", Рівне, вул. Небесної Сотні, 66 - "DBN"27.10142
- ЖК Стандарт | Стандарт Буд | Полтава, вул. Великотирнівська, 9а18.093
- ЖК "Северный", Чернигов, пр. Мира - "Атлант"21.0811
- ЖК Прохоровський квартал05.081
- ЖК Artville | Артвиль | Zezman | Одесса, 7 км Овидиопольской дороги29.0526
- ЖК "Зелений двір", Івано-Франківськ, вул. Тисменицька23.048
- Твердотопливный котел и расходы на отопление06.1119
- Из чего построить дом05.1197
- Бачок унитаза15.101
- Интересует подключение бойлера косвенного нагрева Tesy BiLight 100R S в систему отопления тепловым насосом(ТН)08.101
- Перчатки08.102
- Терміново куплю! Балон з гексафторидом сірки SF6 чистоти 99,9% V=72 кг20.091
- Схема підключення ледлюстри20.081
- Как правильно выбрать бойлер. Отзывы о бойлерах18.08434
- Замена вентиляции в квартире15.085
- Весільний салон Новіас10.111
- Продаж спецодягу06.112
- Коврики от DarianA - уют и комфорт в вашем доме06.101
- Duomed - медична клініка у Львові30.091
- Послуги з будівництва стаціонарних басейнів09.092
- А что смотрим?02.09477
- Пол, тёплый пол, паркет, ламинат, плитка. Продажа напольных покрытий06.0832
- Что подарить мужчине?02.08349
- Послуги Електрика Кам'янець-Подільський13.071